МБОУ СОШ №13
г. Белгород, Белгородская область
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!

    ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

    ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Иными словами, функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.

    Задача формирования у детей функциональной грамотности вызвала изменения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на экзаменах. Конечно же, сами задания не поменялись, но изменилась формулировка вопросов, они стали нестандартными, жизненными.

    С этой целью различные электронные порталы формируют и предлагают банки заданий для оценки функциональной грамотности для всех желающих (учителей, родителей, обучающихся), решив которые можно определить, насколько у человека сформировано умение использовать имеющийся запас знаний.

    Вы можете бесплатно воспользоваться предлагаемыми заданиями на портале Российской электронной школы (РЭШ): https://fg.resh.edu.ru.

    А также на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ по 6 направлениям для обучающихся основной школы (5-9 классы):

    • читательская грамотность,
    • математическая грамотность,
    • естественнонаучная грамотность,
    • финансовая грамотность,
    • глобальные компетенции,
    • креативное мышление.

    Примеры заданий по функциональной грамотности:

    Читательская: Как вы понимаете значение рекламной фразы: тестирование нового увлажняющего крема «Мягкий» показало, что он увлажняет на 70% эффективнее? (в этой фразе не сказано – эффективнее чего, следовательно, нельзя сделать вывод о том, что этот крем самый лучший по показателю увлажнения кожи).

    Математическая: обычная задача: В коробке 3 ряда по 7 конфет в каждом. Сколько всего конфет в коробке?

    Изменяется на задачу по применению математических знаний: У меня завтра день рождения. Будет 15 человек. Хватит ли одной коробки конфет, если в ней 3 ряда по 7 конфет в каждом? Подтвердите свой ответ вычислениями.

    Креативное мышление: придумайте варианты совместного полезного использования приведенных предметов (цветы, стол, шахта, кирпич). Дайте определение карандашу.

    Глобальные компетенции (это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений):

    Задание 1: В первый день совместного проживания Василиса, Сюин и Амели выяснили, что они любят разную температуру воздуха в комнате. Сюин всё время было холодно, и она просила закрыть окно. Амели было жарко и душно, и она предлагала держать окно открытым. Девочкам предстояло жить вместе три недели. Василиса предложила обсудить, как им поступать, чтобы их совместное проживание было удобным, и температура в комнате устраивала всех, несмотря на разные привычки. Они придумали несколько вариантов.

    Запишите одно предложение по решению проблемы и обоснуйте, почему это могло устроить каждую девочку.

    Задание 2:

    Если ребёнок выработает способность усваивать новую информацию и умение обмениваться информацией с другими, в течение всей его жизни перед ним будут открываться многообразные экономические и социальные возможности. Сделайте своих детей успешными!

    При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

    Документы

    Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

    Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

    Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

    Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

    Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности

    Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:

    Обучающий интенсив

    Полезные ресурсы

    Функциональная грамотность школьников

    Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

    Центр оценки качества образования ИСРО РАО

    СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся

    Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie